Денис Козорез, Министр юстиции ЛНР, рассказал в эфире республиканского телевидения об основных задачах, стоящих перед министерством, о формировании законодательной базы Республики, а также об эффективности деятельности системы судебной власти.
- Каковы на сегодня основные задачи у Министерства юстиции республики?
- Прежде всего, поставлена задача – сохранить в всех населенных пунктах республики коллективы в органах юстиции и государственной исполнительной службы. Кроме того, необходимо сберечь материальную базу и организовать функционирование министерства. Также стоит на повестке дня вопрос обеспечения безопасности сотрудников Министерства юстиции ЛНР.
И, естественно, перед нами стоят текущие задачи, которые всегда выполняли органы юстиции.
- Исходя из того, что республика совсем недавно создана, одним из приоритетных направлений деятельности, наверняка, также является работа над законопроектами, регламентирующими различные сферы жизнедеятельности в ЛНР. Прежде всего, это, наверное, относится к основному законодательном акту – Конституции ЛНР. На каком этапе в настоящее время находится его разработка?
- Сразу внесу уточнение: для Министерства юстиции ЛНР разработка законопроектов не является основной деятельностью. Но Минюст, как центральный орган исполнительной власти Луганской народной республики, обладает правом на законодательные инициативы. И, действительно, мы принимаем активное участие в разработке законопроектов, которые в настоящее время рассматриваются Верховным советом республики.
Что касается Конституции ЛНР, то над ней работу ведет не только Министерство юстиции, но и подавляющее большинство депутатов Верховного совета. Этот процесс – довольно трудоемкий и длительный.
Как известно, в первые дни существования ЛНР был принят временный вариант Конституции, который пока не в полной мере отвечает реалиям и потребностям республики. Но есть уже наработки, регулярно проходят заседания Конституционного комитета Верховного совета, и каждый из депутатов и членов правительства, по своей линии, вносит предложения по Конституции. Министерство юстиции, в том числе и я, также принимаем в этом участие: вычитываем, подсказываем определенные моменты.
- При разработке основного закона из чего исходили, на что взят ориентир – на Конституцию времен СССР, на конституции других стран?
- Я вообще являюсь противником того, чтобы слепо копировать что-либо. Всякий закон должен отвечать требованиям времени, реалиям. Конституция – основополагающий государственный документ, в котором содержатся наиболее важные нормы, «фундамент» государства. Поэтому, с учетом реалий нашего государства, тех принципов, на которых мы его провозгласили, и будет строиться наша Конституция.
Но, подчеркну, принятие закона или Конституции – это первый шаг. Второй шаг – исполнение конституционных норм. Именно это – наиболее ответственная сфера жизнедеятельности в государстве.
- Как будет приниматься Конституция после всех доработок и уточнений – путем всенародного референдума, Верховным советом ЛНР или каким-то другим образом?
- Этот вопрос пока окончательно не решен. Мое личное мнение – это, все-таки,должны делать депутаты. Поскольку проведение референдума, как мне кажется, достаточно затратное мероприятие. Но с проектом Конституции, конечно же, каждый гражданин Луганской народной республики сможет ознакомиться. Наверное, следует привлечь и общественность к участию в этом процессе – чтобы и граждане могли также свои предложения по доработке Конституции вносить на рассмотрение комитета.
- Какие законы в настоящий момент уже действуют на территории Луганской народной республики?
- Мы приняли не так уж много законов, но большинство из них принципиальны важны: о Министерстве внутренних дел ЛНР, о Вооруженных Силах ЛНР, о прокуратуре ЛНР. Это те законы, в разработке которых непосредственно я принимал участие.
Депутатами также готовится в настоящее время ряд законов, которые касаются экономической, финансовой сфер деятельности, недвижимости, прав и свобод граждан ЛНР.
- Насколько, во-вашему, сейчас эффективно действуют судебная, правоохранительная, исполнительная ветви власти и т.д.?
- Действуют они недостаточно эффективно, учитывая ситуацию. Особенно это касается судебной власти. При этом искусственно нагнетается ситуация: слухами о том, что кого-то придут захватывать, судей будут выбрасывать из кабинетов. Я, как должностное лицо Луганской народной республики, заявляю: этого не было на территории республики, и не будет. Правосудие остается правосудием, и никто не имеет права на него замахиваться. Ни один руководитель ЛНР, ни одно должностное лицо, ни один ополченец Луганской народной республики не захватывал судебные кабинеты.
- А как в настоящее время обстоят дела с земельным реестром, с недвижимостью, с регистрацией и сделками по поводу движимого и недвижимого имущества? Можно ли, скажем, сейчас продать или купить дом?
- Скажу прямо, мне не известна до конца ситуация по поводу работы госреестров. Но они частично работают. И если гражданин желает реализовать свое право на приобретение недвижимости либо продажу, то в нынешних условиях лучше, конечно, обратиться в судебную инстанцию с соответствующим иском – о признании права собственности либо признании сделки купли-продажи недвижимости. Судебное решение закрепит конституционное право гражданина на имущество или сделку.
- Несмотря ни на что, жизнь не останавливается: люди женятся, рождаются, умирают. Где можно оформить акты гражданского состояния, получить соответствующие документы?
- Все эти реестры работают. Могу утверждать по Луганску тем населенным пунктам, которые не оккупированы украинскими войсками: ЗАГСы работают в обычном режиме. Буквально в субботу, 12 июля, республиканским телевидением был подготовлен сюжет о бракосочетании в Луганске. Как Вы знаете, один из ополченцев ЛНР женился, брак Александра и Юлии был официально заключен и новобрачным выдано соответствующее свидетельство Луганской народной республики.
- И последнее: если у людей возникнут вопросы по поводу сферы деятельности, курируемой Министерством юстиции ЛНР, то куда им можно обратиться?
- Лучше всего – на «горячую линию» администрации. Если вопрос касается нашего ведомства, то оттуда его перенаправят на меня, либо на одного из моих подчиненных.
Газета "XXI век"